Virtual Laboratory Wiki
Advertisement

ХАОС (социальный) - обитает на границах пространственно-временных масштабов нашего восприятия реальности как уже ставшего бытия.

Хаос (т.е. обменные процессы разного рода) играет конструктивную роль не только в процессах выбора пути эволюции, но и в процессах построения сложного эволюционного целого. Фигурально выражаясь, хаос выступает в качестве «клея», который связывает части в единое целое.

Свирский, с.54: Динамический хаос (шум-среда, порождающая новые смыслы) противоположен термодинамическому хаосу, ведущему к разложению и гибели. Для моделирования динамич. хаоса довольно часто используются математические объекты, именуемые странными аттракторами. Вопросы, связанные с конструктивной ролью хаоса, являются сегодня одним из самых перспективных направлений научной мысли.

по мотивам Бляхера

Попытка ориентации в прогнозе на прежнее социальное расслоение (страты) участников автономии оборачивается симулякром. Оно весьма в малой степени способно оказать ориентационную функцию, особенно с учетом неизбежности такого состояния, когда следование принятым в былом обществе или его локале (Э.Гидденс) стандартам и нормам (очень скоро) станет расходиться для участников с фактическим состоянием социального климата автономии, что приведет к результатам, абсурдным с точки зрения социальных ожиданий. Тогда-то и откроется новая история автономии – хроника ее социального хаоса.

Социальный хаос - не простое отсутствие организации, а совместное, но не_соорганизованное бытие людей. При этом субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение «ценностных ожиданий» (благ и условий жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и «ценностных возможностей» (благ и условий жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности) порождают состояние относительной депривации. В нем актуализируются - возникают, принимают участие во взаимодействии и тут же исчезают особые - виртуальные, - социальные образования . Их могло не быть в прошлом, не обнаружим мы их и в итоговых результатах, поэтому они и не фиксируются традиционной социологической и социально-философской методологией, ориентированной на анализ стабильных, долговременных социальных состояний или анализирующей кризис a posteriori, после того, как он прекратится.

Дело здесь в том, что человек, ввергнутый в социальный хаос, стремится как-то компенсировать обнаружившуюся ущербность, социокультурную лишенность. Он ищет группу, в которой возможно обретение желательной статусной ренты, воссоздание наглядности картины мира, интерсубъективной реальности. Такая разнонаправленная коммуникация-поиск и составляет пространство социального хаоса. «Наталкиваясь» в ходе поисковой коммуникации друг на друга, совмещаясь друг с другом, осколки былой интерсубъективности, репрезентирующие в сознании людей социальный универсум, порождают некоторый «третий» образ социального мира («мировую линию» в терминологии Я.Хинтикки), на мгновение обеспечивающий возможность социального контакта и организации интеракции. Такую «мировую линию», возникающую как случайное пересечение идеалов, следуя [1]., будем именовать виртуальной стратой . Исследование виртуальных страт дает возможность выделить «силовые линии», вдоль которых формируются варианты будущей стабильности. Но не только исследовать, а даже усмотреть виртуальные социальные образования, возникающие в хаотическом хронотопе, невозможно без особой - пограничной - исследовательской позиции, обозначаемой с помощью конструктов «не-алиби-в мире» и «точка вненаходимости» (М.Бахтин) и особого - архитектонического подхода, при котором социальное пространство, конституируемое «высказыванием», коммуникацией, «обернувшейся» из сферы эпистемологии в сферу онтологии, выступает как пространство становления Я, Другого и самой реальности, позволяя выделить наиболее существенные моменты становления.

Докт. дисс. — "Социальный хаос: философский анализ и интерпретация" (1998). Обл. науч. интересов: филос. иссл. нестабильных (хаотических) соц. и культурных систем. Хаос выступает здесь аналогом хайдеггеровского "раскрывающего пространства", в к-ром механизмы качественных соц. и культурных изменений становятся видимыми и изучаемыми. Иначе их изучение наталкивается на "парадокс непоименованности": кризисная соц. реальность, обозначенная с помощью любой априорной системы категорий, остается неназванной, а значит невидимой для исследователя. Преодолеть указанный парадокс позволяет методол., эксплицируемая в ходе диалогич. иссл. теор. наследия М.М.Бахтина, в к-рой кризисная коммуникация, оборачиваясь из сферы эпистемологии в сферу онтологии, выступает основанием кризисной соц. реальности. Анализ кризисной коммуникации как соц. онтологии позволяет выделить виртуальные соц. образования, определяющие возможные варианты будущей стабильности [2].

  1. Бляхер Л.Е. Нестабильные социальные состояния. – М.: РОССПЭН, 2005.
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/11243/%D0%91%D0%BB%D1%8F%D1%85%D0%B5%D1%80

См. Феномен-Ноумен, Неопределенность. Сравни Гармония.

Advertisement